Гром победы

Брусилов прекрасно понимал, что полученный приказ о наступлении был сродни приказу достать луну с неба. Но это с одной стороны. А с другой стороны это было как ответ небес на молитву комсомолки. Ведь сам-то, без приказа наступать он не мог.

У немцев бало три линии обороны на расстоянии 5 км одна от другой. Глубина первой доходила до 2 км дотами, с отсечными позициями, предназначенными для истребления прорвавшегося противника.  Окопы были бетонированы, блиндажи с железобетонными сводами, пулеметы под бетонными колпаками. Колючая проволоки в 16 рядов, под токам, мины, перед окопами  засеки, волчьи ямы и рогатки. В  окопах огнеметы, а у артиллеристов снаряды с ипритом.

Группа талантливых и преданных России офицеров к наступлению готовилась давно. Готовились так, как не готовились со времен штурма Измаила — построили аналог немецких позиций и тренировались. К вражеским окопам втихую прокопали траншеи, чтобы не атковать открыто. Составили подробнейший план позиций, используя аэрофотосъемку, вычислили и нанесли на карту каждый пулемет и пушку. Свои орудия пристреливали одиночными выстрелами. Кстати, именно в этой кампании впервые была сформирована и успешно применена истребительная авиация.

Когда все началось…
Артподготовка на отдельных направлениях длилась до 45 часов, на Луцком направление, например, 29.  Снаряды для этого Брусилов разве что в карты не выигрывал, экономили несколько месяцев. После первого артналета сделали паузу, чтобы немцы из блиндажей повылезали и заняли позиции, за артподготовкой всегда следовала атака. На этот раз вместо атаки был шквал огня. И потом снова, еще один.

Между артналетом и штурмом не было даже самой короткой паузы, огонь просто переносили вглубь, а с пехотой шли пушки чтобы помочь, когда надо. Это была очень важная тактическая новинка.

Вторым ноухау была атака перекатами. Полк шел в четыре волны, с интервалами 150 метров, первые две волны брали первую, и тут же атаковали вторую линию окопов, там и закреплялись. В это время третья и четвертая линии «перекатывались» через захваченные позиции и брали третью линию , а за ней и артиллерию, стрелявшую по первой линии бывших своих окопов, считая что атакующие засели там.

Фронт был прорван стазу в тринадцати местах, что исключало возможность ликвидировать прорыв. За первой линией оборону в шустром темпе последовыли две другие. К дотам подходили вплотную, и предлагали покричать «гитлер капут», кто не хотел тех забрасывали гранатами. Но немцы хотеть учились быстро, и статистика получилась такова

в 1-й линии — 85%  убитых и раненых и 15% пленных
во 2-й линии — 50%  убитых и раненых и 50% пленных
в 3-й линии — все 100% пленных.

18 июня штурмом взяли Черновицы, прозванный «вторым Верденом»: сплошной железобетон, колючка под током и тяжелая артиллерия. Оборонять его могли долго, но запаниковали и просто бросили. Уходили, взрывая за собой мосты, бросая технику, оружие, боеприпасы.

Перед немцами вплотную замаячил при хвост Большого Пушистика кто это (18+)! но «пятая колонна» свое дело знала, и конец войны отодвинулся на долгих два года.

Дальше