Ландшафтная теория

  1. (2-4) Темные, непроходимые леса угнетают развитие торгово-ремесленного сословия, а так же распространение идей Духовенства, тогда как нУжды защиты этих «медвежьих углов» усиливают влияние местной Аристократии, а необходимость постоянной борьбы за ресурсы — усиливает Крестьянство.
  1. (2-3) Лиственные леса Европы так же требует защиты руками местной Аристократии, однако возможность легкого построения транспортной сети, а так же большая доступность ресурсов для местного промысла дает возможность развития Третьего Торгово-Ремесленного сословия.

  1. (1-3) Общество холмов. В гористо-холмистой местности, с хорошо защищаемыми проходами и трудностями для развертывания больших армий, мы увидим угнетение класса Аристократии и усиление Духовенства, так как данная местность  менее нуждается в постоянной защите, но более в  культурной связности внутри территориальных доменов.
  1. (1-4) Дальнейшее ухудшение доступности возможных ресурсов при переходе от предгорий и холмов  к нагорьям или дальневосточному мелкосопочнику заменит класс Буржуазии на класс Крестьянства, так как крестьяне лучше чем юуржуины добывают ресурсы, а сильно пересеченный характер местности делает её удобной для обороны и умаляет значение Аристократии. Мелкосопочник и лессовая равнина и заливные области Египта и Месопотамии. Территориальное.
  1. (1-2) Если численность населения не велика, а ресурсы легко доступны будет так называемое эфемерное общество 1-го типа. Это общество  без добытчиков натуральных ресурсов, и его отличительною чертой будет низкая склонность местного населения к труду, но будет очень высокий уровень местной культуры и общественного развития.
  1. (3-4) В условиях очень хорошей природной защищенности и в отсутствии необходимости проявления культурного единства с соседями, мы увидим еще один эфемерный тип общества, не имеющего Управляющих классов. Будут знамениты сказочными богатствами, а так же примерами «демократии в действии», но в истории не оставят следа, ни в культурном, ни социальном смысле. Мы будем называть их — «голландским», «новгородским»

В обществе 1-4 мало кто решится спросить у духовника, почему он такой бедный, если такой умный. В 1-4 у первухи заметно больше власти над населением, чем в 1-3, и сама централизация власти заметно выше.

В 1-4 одной из основных задач первухи является контроль над численностью населения, тогда как в 1-3 больше важен контроль над его вырождением.

Третья квадра, в отличие от четвертой, умеет относительно самостоятельно мыслить, поэтому ею сложнее управлять, но и «перегибов на местах» она меньше допускает, так что не так часто случаются приколы вроде истребления воробьёв.
Максимальный размер страны 1-4 — Китай, а для 1-3 — Франция, но все прочие 1-3 заметно мельче и обычно уже на размерах Чехословакии начинают трещать по швам.