Сирия-1

Почти неизвестная Сирия…  А ведь с нее полстраны  начинало учить историю. Эта арка
первый учебник
она в Пальмире.  А северной Пальмирой традиционно называют Питер. Глубоко мы просматриваем свои корни…

Столица же Сирии,  Дамасск, считается самым древним городом мира, из уцелевших, разумеется. Так что считать арабов дикарями мягко говоря неправильно. То, что мы принимаем за дикость, это обычаи, копившиеся пятьдесят веков, в большинстве своем достаточно жестокие. И, тем не менее, город был мирным, за столько времени люди научились ладить друг с другом. Иначе, как и прочие,  давно лежал бы в руинах.

Но с точки зрения нашего, основанного на христианстве менталитета, это натуральные инопланетяне.

К примеру, в традиционной сирийской культуре нет граждан, хотя слово в ходу,  и конечно же есть паспорта. Как следствие, нет и не-граждан, все кто там находятся просто жители. Изобретение римлян и греков, столь естественное для нас — гражданство, обошло их стороной, и ничего. обходятся без.

Важнейшим следствием из этого является невозможность гражданской войны в нашем понимании этого явления, и говорить об этом применительно к Востоку так же глупо, как искать верх и низ на МКС. А кто же воюет? Этнические и религиозные группировки. И прекратить такую войну, подписав в каком-нибудь там Брюсселе какой-нибудь там документ, невозможно в принципе. Если война начинается, то или длитьсся веками, или до истребления одной из сторон. Понятно теперь, почему они так хорошо умеют держать себя в руках?

Теперь главное

Про шиитов и сунитов знают все, эти два словечка гремят в наших СМИ как горошины в погремушке, но слышал ли кто-нибудь про алафитов?  В вики про них есть, но так, слезы. А наш сирийский друг, между прочим, Башар Асад, алафит. Да, шииты считают себя рожденными править, но большинство из них не имеют при этом приличных штанов, и потому трезво оценивают свои шансы сесть даже на самый маленький трон. Шииты, напоминаю, религия, но несколько необычная, клановая.

Алафиты — национальность. Этот народ населял смутно знакомое по умным телепередачам Киликийское царство (Армения), и мусульмане они лишь отчасти (ислам это допускает). В значительной же степени это язычники, с характерной для таких верований кровожадностью.  Живут они в Латакии, это на границе с Турцией,  и от населения Сирии их процентов десять.

Агрессивное нацменьшинство.

Долгие века у них не было шансов, и приходилось сидеть тихо, как мышь под метлой. Но в девятнадцатом веке к сирийцам пришла европа, поскольку горбатый корабль пустыни сменил паровоз. Многоопытное в покорениях и войнах население ни прогибаться, ни покоряться не стало, а просто подложило под попу еще одну мягкую подушку, согласившись на светское государство. Уж очень  подходило это новшество и торговцам, и многочисленным «выпускникам» гаремов, не желавших утруждать себя честным трудом. Начали турки, продолжили французы, а с 1945 года (какое совпадение! ) пришел суверенитет и советские специалисты.

С сирийцами у нас дела пошли много лучше, чем с в общем-то второстепенным Израилем, и позиции СССР в арабском мире были исключительно сильны. Но в 1970 году в Дамасске произошло примерно то же, что чуть позже в Кабуле — переворот, в результате которого у власти оказался человек, настроенный столь же просоветски, как и предшественник. Сменить его было возможно, но зачем? Приходилось, скрипнув зубами, сказать «это их внутренние дела».

Сам ли пришел к власти Хафез аль-Асад, или это была чья-то блестящая многоходовка, не знаю, но так или иначе он был и шиит, и алафит одновременно. Два в одном, как часто пишут на шампунях. Разумеется, он тут же убрал из армии и силовых структур всех, кто учился в СССР, и поставил своих земляков, но как раз это для Востока совершенно нормально. Кого-то, наверное, выручили, кто-то, наверное, пропал, но интересы СССР в регионе удалось отстоять Ну а народу пришлось туговато, восточные владыки правят весьма твердой рукой.

Тем не менее страна жила мирно. Откуда угодно шли новости, о бомбежках и беженцах, только не из Сирии, тысячелетние традиции управления давали себя знать. Естественно, это не устраивало сунитскую знать… и США, Поэтому, когда в 2011 году пришла «Арабская весна» добрые суниты свергли злых шиитов-алафитов, и установили в стране справедливость и войну.

Которую невозможно закончить, не убив всех на одной из сторон.

И четыре года, размахивая прапрадедовской шашкой, в эту безумную схватку,  где «хорошие» много хуже «плохих», врубилась Россия…