Загадка 18-12

Со времен прохождения Войны и мира (no game!) меня мучил один вопрос — зачем Наполеон поперся на Москву? Это же был совершенно пустой город, даже не уйди оттуда жители.

Очевидных причин нет. Молчит учебник, молчит Лев Толстой, все молчат.  О причинах войны галдят как вороны на заборе, а о причинах похода ни гугу. А ведь логично было идти на Питер.  Приставил бы Наполеон к горлу царя остру сабельку, и тот признал бы что убил Джона Кеннеди.

Прежде чем браться за ответ, хочу разрушить одну легендочку. Про обмотанного бабьим платком француза, мерзнущего в подмосковных снегах  с подстреленной вороной в руках.

Начну с вороны.

Европа по большей части г’ноеды. Голодно у них там, вот и жрут всякую дрянь, так что монохромы для них так же съедобны, как  фазан или лягушка. Да, я знаю что лягушек выращивают специально, но это из соображения получить побольше мяса,  а едят и болотных. Примерно как мы едим карпов, но едим и карасиков.  В фильме «Казанова» ловля лягушек девушкой показана. А из фильма «Сёгун» мы невзначай узнем, что англичане подстреленных фазанов привязывают за хвост, а то и за голову, и едят когда отвалится. Полуразложившуюся тушку. Ну и знаменитый сыр с плесенью — кто будет кушать, вспомните фазана.

С вороной все ясно? Переходим к русской зиме.

Вики пишет «Оккупация Москвы … продолжалась чуть больше месяца, с 14 сентября по 20 октября 1812 года (по новому стилю)». Что получается? А получается что не было сугробов.

Теперь обратимся к мнению классика, никем и никогда не оспоренному, хотя любителей придираться к мелочам всегда был вагон и маленькая тележка. Лев Толстой пишет, что Пьер из Москвы шел босиком, и был в первосходном настроении. Наблюдения за погодой тогда велись, и подтверждают что осень была аномально теплой. Так что не мороз загубил армию Наполеона, никакого форс-мажора не было. Увы :(

Теперь про Березину. Разгром произошел 29 ноября,  сугробов не было и в помине. Так,  чуть снежком припорошило. Морозов раньше января и в центральной-то России обычно не бывает, а это западные границы. Но самое показательное — воспоминания французского офицера, приведенные в Вики. Цитирую

Река эта, которую некоторые воображают гигантских размеров, на самом деле не шире улицы Рояль в Париже перед морским министерством. Что касается её глубины, то достаточно сказать, что за 72 часа перед тем три кавалерийских полка бригады Корбино перешли её вброд без всяких приключений и переправились через неё вновь в тот день, о котором идёт речь. Их лошади шли всё время по дну…

Ферштейн? Не было морозов, даже в конце похода, иначе они перешли бы реку по льду и вообще ее не заметили. У ней вся глубина — «вам по пояс будет».

Теперь насчет оборванных солдат. Тот же Толстой пишет, что Каратаев сшил чего-то там французу еще до выхода из Москвы. А город, заметьте, был разграблен, то есть хороших, в том числе и теплых вещей у французской армии было выше крыши.  Так в чем же тогда дело?

А французик проигрался. До нижнего белья, вот и ходил в лохмотьях. И не только он один, раз выдавали сукно чтобы хоть как-то их одеть. Дурость — вот причина бедствий хваленой наполеоновской армии. Но этого, замирающие от сладкой истомы почитатели Евро_пы, никогда не признают.